Специализация плюс кооперация, или как с умом ремонтировать двигатели

Вот один из многих московских авторемонтных заводов… Парк станочного оборудования для ремонта двигателей традиционно огромен. Из них только расточных станков для гильз цилиндров штук десять. Если не больше. А производство уже не то, что было прежде, и продолжает сокращаться. На вопрос, зачем столько оборудования, если при нынешнем объеме производства и одного-то станка много, на заводе уверенно отвечают: «Насущная производственная необходимость!» Каждый станок настроен только на свой размер. Пожизненно. Навсегда. И оборудование большую часть времени простаивает…

Современное ремонтное предприятие в рыночных условиях подобного расточительства себе позволить не может. Станки должны работать, а не стоять. Иначе они не смогут оправдывать свою стоимость, давать зарплату станочникам, окупать текущие затраты, приносить деньги на дальнейшее развитие производства — нашего, отечественного.

Очевидно, приобретая оборудование для моторного ремонта, именно на эти факторы и следует ориентироваться в первую очередь. Но одновременно не следует забывать и о качестве работ, которое должен обеспечить тот или иной станок. Лишь один пример. При ремонте головок блока цилиндров, в частности, для восстановления седел и направляющих втулок клапанов, широко применяется комплект специнструмента фирмы Neway. Этот вполне добротный инструмент позволяет одному квалифицированному рабочему делать за день полный ремонт по крайней мере трех головок блока.

В принципе такая производительность достаточна даже для крупного автосервиса. Но бывают и сложные работы, такие как замена седел, обработка сверхтвердых седел из отбеленного чугуна, причем с высокой точностью. В этих случаях комплекта Neway будет недостаточно. Нужен серьезный специализированный станок. Отечественная промышленность таких не выпускает, а из иностранных выбор невелик — один из лучших станков (модель VGS-20) предлагает фирма Sunnen. Замечательный станок, но и цена вполне замечательная — в тридцать раз дороже комплекта Neway. Чтобы окупить такой , получая несколько заказов в день, жизни не хватит.

Что же делать? Выход есть — надо сконцентрировать большое число заказов, включив сюда по возможности не только единичных клиентов, но и ремонтные предприятия. Только тогда потребитель получит недостижимое прежде качество, а владелец станка — шанс его окупить.

Совсем другая арифметика получается, когда речь заходит о более дешевых, но редко используемых устройствах. В этой группе окажутся станки для наварки шеек коленчатых валов, балансировочные станки, установки для дефектоскопии валов или опрессовки головок и блоков на герметичность. Это оборудование необходимо каждому мотористу и без него в целом ряде случаев ремонт двигателя окажется ближе к кустарному, чем к профессиональному. Но вот вопрос — а согласитесь ли вы купить все это для своей мастерской? Вряд ли..! Потому что реальная загрузка каждого из подобных станков даже на крупном автосервисе — час в неделю, да и то удачную.

В таких условиях стремление делать все необходимые операции на собственной базе, пусть и крупной, оказывается, по меньшей мере, неразумным, хотя примеры такого подхода уже известны. Ведь покупать оборудование придется за валюту, а продавать его «продукцию» — ремонтные работы, за рубли. Заменить импортное оборудование часто нечем — существующие отечественные станки, может быть, и не хуже, но многие типы просто никогда не выпускались. Очевидно, такое «натуральное хозяйство» никогда не позволит окупить вложенные в оборудование деньги.

Оборудование необходимо, но покупать невыгодно. Где же выход? Он ничуть не изменился с незапамятных советских времен: специализация и кооперация.

Взять хотя бы крупные автохозяйства. Парк автомобилей огромный, потребность в ремонте двигателей — не меньше. Во многих есть своя станочная база. Если прошлифовать коленчатый вал можно на месте, то его балансировку проще выполнить, например, в специализированном цехе фирмы «Механика», а не мучиться с «лишним» оборудованием самостоятельно.

Еще один пример — ремонт шатуна. Как известно, даже благополучный на вид шатун часто деформируется в процессе работы. Восстаналивать геометрию нижней головки приходится, по крайней мере, у 20—30% всех шатунов ремонтируемых двигателей.

На эту операцию уходит примерно 20 минут. Чтобы загрузить специализированный станок (стоимостью, кстати, 16 тыс. долл.), необходимо в день обрабатывать шатуны 12 — 14 двигателей. Это очень много даже для крупного авторемонтного завода. И в одиночку такой станок не потянуть.

Не следует впадать и в другую крайность — отказываться от импортного оборудования вообще. Сегодня этот путь неперспективен из-за отсутствия целого ряда станков отечественного производства.

Гораздо разумнее специализироваться и объединить усилия разных ремонтных организаций. И тогда, возможно, комплект инструмента для обработки алюминиевых блоков цилиндров стоимостью около 1600 долларов, потребность в котором возникает не чаще одного раза в месяц, окупится быстро. Фирма «Механика» готова обеспечить всех заинтересованных заказчиков качественной механической обработкой. Кто возьмется за остальные операции?

Технология ремонта моторных деталей
Прочтений: 2370

Дмитрий Даньшов