Современное ремонтное предприятие в рыночных условиях подобного расточительства себе позволить не может. Станки должны работать, а не стоять. Иначе они не смогут оправдывать свою стоимость, давать зарплату станочникам, окупать текущие затраты, приносить деньги на дальнейшее развитие производства — нашего, отечественного.
Очевидно, приобретая оборудование для моторного ремонта, именно на эти факторы и следует ориентироваться в первую очередь. Но одновременно не следует забывать и о качестве работ, которое должен обеспечить тот или иной станок. Лишь один пример. При ремонте головок блока цилиндров, в частности, для восстановления седел и направляющих втулок клапанов, широко применяется комплект специнструмента фирмы Neway. Этот вполне добротный инструмент позволяет одному квалифицированному рабочему делать за день полный ремонт по крайней мере трех головок блока.
В принципе такая производительность достаточна даже для крупного автосервиса. Но бывают и сложные работы, такие как замена седел, обработка сверхтвердых седел из отбеленного чугуна, причем с высокой точностью. В этих случаях комплекта Neway будет недостаточно. Нужен серьезный специализированный станок. Отечественная промышленность таких не выпускает, а из иностранных выбор невелик — один из лучших станков (модель VGS-20) предлагает фирма Sunnen. Замечательный станок, но и цена вполне замечательная — в тридцать раз дороже комплекта Neway. Чтобы окупить такой , получая несколько заказов в день, жизни не хватит.
Что же делать? Выход есть — надо сконцентрировать большое число заказов, включив сюда по возможности не только единичных клиентов, но и ремонтные предприятия. Только тогда потребитель получит недостижимое прежде качество, а владелец станка — шанс его окупить.
Совсем другая арифметика получается, когда речь заходит о более дешевых, но редко используемых устройствах. В этой группе окажутся станки для наварки шеек коленчатых валов, балансировочные станки, установки для дефектоскопии валов или опрессовки головок и блоков на герметичность. Это оборудование необходимо каждому мотористу и без него в целом ряде случаев ремонт двигателя окажется ближе к кустарному, чем к профессиональному. Но вот вопрос — а согласитесь ли вы купить все это для своей мастерской? Вряд ли..! Потому что реальная загрузка каждого из подобных станков даже на крупном автосервисе — час в неделю, да и то удачную.
В таких условиях стремление делать все необходимые операции на собственной базе, пусть и крупной, оказывается, по меньшей мере, неразумным, хотя примеры такого подхода уже известны. Ведь покупать оборудование придется за валюту, а продавать его «продукцию» — ремонтные работы, за рубли. Заменить импортное оборудование часто нечем — существующие отечественные станки, может быть, и не хуже, но многие типы просто никогда не выпускались. Очевидно, такое «натуральное хозяйство» никогда не позволит окупить вложенные в оборудование деньги.
Оборудование необходимо, но покупать невыгодно. Где же выход? Он ничуть не изменился с незапамятных советских времен: специализация и кооперация.
Взять хотя бы крупные автохозяйства. Парк автомобилей огромный, потребность в ремонте двигателей — не меньше. Во многих есть своя станочная база. Если прошлифовать коленчатый вал можно на месте, то его балансировку проще выполнить, например, в специализированном цехе фирмы «Механика», а не мучиться с «лишним» оборудованием самостоятельно.
Еще один пример — ремонт шатуна. Как известно, даже благополучный на вид шатун часто деформируется в процессе работы. Восстаналивать геометрию нижней головки приходится, по крайней мере, у 20—30% всех шатунов ремонтируемых двигателей.
На эту операцию уходит примерно 20 минут. Чтобы загрузить специализированный станок (стоимостью, кстати, 16 тыс. долл.), необходимо в день обрабатывать шатуны 12 — 14 двигателей. Это очень много даже для крупного авторемонтного завода. И в одиночку такой станок не потянуть.
Не следует впадать и в другую крайность — отказываться от импортного оборудования вообще. Сегодня этот путь неперспективен из-за отсутствия целого ряда станков отечественного производства.
Гораздо разумнее специализироваться и объединить усилия разных ремонтных организаций. И тогда, возможно, комплект инструмента для обработки алюминиевых блоков цилиндров стоимостью около 1600 долларов, потребность в котором возникает не чаще одного раза в месяц, окупится быстро. Фирма «Механика» готова обеспечить всех заинтересованных заказчиков качественной механической обработкой. Кто возьмется за остальные операции?